Обнаружила тут в одном блоге особое мнение относительно недавно вышедшего учебника. особо рьяно настроенные родители возмущались относительно целесообразности обучения младших школьников основам фонетики, введения транскрипций и использования методических упражнений, связанных с прослушиванием звучащего слова. Звучало наивно, по крайней мере. особенно в той части, когда родители от души советуют авторам учебников набраться педагогического опыта. Только вот "а судьи кто?".
По воле судеб я довольно долго имела дело с учащимися, которым когда-то по каким-то причинам не стали разъяснять все заумствования фонетического строя речи. И что? если вы действительно полагаете, что без них удалось обойтись, то очень сильно ошибаетесь. Только потом это сделать уже сложнее - и в первую очередь, потому что нет необходимой мотивации. Рассуждения близки к родительским: "Зачем все это надо? Мы же ведь не пользуемся этим в реальной жизни!" Что отвечу? Для начала, что вряд ли
... Читать дальше »
Как совершить невозможное и стать грамотным человеком? На самом деле, не такое уж это и невозможное и бесперспективное мероприятие. Все дело в том, что к процессу обучения грамотному письму надо перестать относиться по-школярски: если подобные ошибки в отношении к самому процессу обучения допускает школа, то это вовсе не значит, что их надо допускать и нам, не зацикленным на прохождении программы, а ориентированным исключительно на результат!
Как это сделать? Попытаться ответить себе на два ключевых вопроса "почему?" и
... Читать дальше »
«И кому я объясняю! – сколько раз я слышала эту фразу от учителей, которые каждый раз после проведения очередной письменной работы только и делали, что разводили руками.
Но если учитель работает, если ученик выполняет задания, если никто не относится к своей работе с прохладцей – где результат-то?
Там, где мы его оставили! Только те знания становятся по-настоящему знаниями, которыми мотивированны личностно – то есть те, которые жизненно необходимы ученику.
А если он туго понимает, для чего все это надо? Более того, если учитель может ответить на вопрос «зачемвсе это надо?» только хрестоматийно: «Программу пока что никто не отменял!» Но о какой программе может идти речь, ког
... Читать дальше »
Просмотрела сегодня несколько десятков сайтов, предлагающих работу над формированием орфографической зоркостью. Обнаружила интересную вещь: все специалисты (несомненно, грамотные) почему-то настаивают на том, что этот этап должен быть пройден в начальной школе. Вернее, не так, не «почему-то»! Это, наверное, более чем очевидно: действительно, самый разумный выход и самое правильное решение – сформировать навык орфографической зоркости именно у малышей. Но только – увы! – так получается далеко не всегда! Но это вовсе не повод для того, чтобы ставить на себе крест и говорить, что время безнадежно упущено. Однажды где-то прочитала умную мысль: «Начать новую жизнь можно даже за полчаса до смерти!» Так почему в таком случае не заняться формированием этого, несомненно, очень сложного навыка именно, если это не сделано раньше, именно в тот момент, когда у человека возникает личностная мотивация
... Читать дальше »
Говорят, детскими болезнями надо переболеть в детстве. Я сама переболела ветрянкой почти в 30 лет, и поэтому прекрасно понимаю, что это такое.К чему я вдруг об этом заговорила? Да к тому, что «безграмотность» - это такая же болезнь, которой по-хорошему тоже надо переболеть в достаточно нежном возрасте. Детям свойственно быть неграмотными – это нормально!
Но что делать, если за плечами еже не один десяток, а болезнь так и не отступила? Первым делом не паниковать. Не паниковать, потому что и на этой стадии развития грамотным письмом еще как можно овладеть! Более того, я сознательно занималась формированием навыка грамотного письму у взрослых: состоявшиеся люди уже прекрасно понимают, что им это действительно нужно – мотивация зашкаливает! А если нам действительно что-то нужно, то и знаниями овладеваем мы в более сжатые сроки, и они оказываю
... Читать дальше »
Будьте внимательны: среди указанных есть слова, которые должны быть записаны в оба столбика (есть орфограмма и в приставке,и в корне). И никто не сказал, что распределятся абсолютно все слова...
Объясните правильность написания букв на месте звуков, стоящих в слабой позиции (орфограмм)
Расстилающаяся над Окой пелена тумана предвещает ясное утро. Самой реки не видно, она лишь угадывается в нечетких очертаниях курчавых зарослей прибрежных ив. Летом рыба держится ближе в берегу и хорошо слышит любой шум.