Воскресенье, 06.10.2024, 19:22
Создай Себя Сам (Три-С)
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [12]
Rambler's Top100
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

А13. Готовимся к сдаче ЕГЭ
[ Скачать с сервера (14.10 Mb) ] 04.03.2011, 08:02

Задание А13. Здесь возможны варианты заданий.

Вариант первый.

В каком ряду пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) в..рсистый,ут..пический, м..рзлота

2) б..сиком, ок..ймлять, приг..рать

3) ав..нтюра, м..ндариновый, благораспол..жение

4) компор..мисс, соприк..снувшись, обог..щение

Вариант второй.

В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) м..тнуться в сторону, прож..вать в России, скр..петь зубами

2) ед..ничный случай, зал..вать водой, доб..жать до финиша

3) п..тлять по лесу, с..деть в кресле, зап..вать лекарство

4) забытая д..ревня, зал..зать в яму, д..ловой завтрак

Разница, думаю, очевидна. В первом случае вам придется выделить группу слов, в которой все слова имеют корень с безударной гласной, проверяемой ударением. Логичный вопрос: а какие они еще могут быть? Опять же обращаюсь к собственному курсу «Как Добиться Грамотного Письма, Не Прибегая К Помощи Магов И Волшебников?». Оттуда заимствую такую схему.


КОРНИ

 

проверяемые ударением                        непроверяемые ударением                            с чередованием


Действительно, все корни в русском языке делятся именно таким образом. Следовательно, Ваша задача – исключить слова с другими корнями. Именно таким образом и будет найдено верное решение.

Еще один вопрос: а как их опознать? Непроверяемые корни, полагаю, Вы узнаете самостоятельно: это, как правило, будут заимствованные из других языков слова. Их написание объясняется традицией или заимствованием: в таком виде оно было заимствовано и в таком виде сохранилось.

Второй вариант – корни с чередованием. Здесь нужна определенная сноровка. Через какое-то время, проверенное в тренировках, вы будете довольно легко опознавать эти слова: они регулярно повторяются, и только на первый взгляд кажется, что все это запомнить абсолютно невозможно.

Обращаюсь опять к тому же курсу и заимствую оттуда одну таблицу. Она, кстати, очень пригодится нам, если придется выполнять задание А13 второго вида.

Итак, таблица.

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ В ГЛАСНЫХ



ЧТО ЧЕРЕДУЕТСЯ?





           
-е- // -и-                                                                                                                             -о- // -а-


-бер- // -бир-                                                                                        1. -лож- // -лаг-

-блест- //-блист-                                                                                   -рос- // -раст- //-ращ-       от последу-

-дер- // -дир-                                                                                            -скоч- // -скак-             ющей буквы

-жег- // -жиг-                                                                                      2.  -гор- // -гар-                от ударения:

-мер- // -мир-                                                                                           -зор- // -зар-                в безударном 

-пер- // -пир-                      проверяем по наличию-                                -клон- // -клан-              положении -

- стел- // -стил-               отсутствию суффикса  -а-:                                 -плов- // -плав-             выделенное, в

-чет- // -чит-                     если есть, пишем «и»                                     -позд - // -пазд -             ударном – то,

сюда же отнесем            (то, что слышим), и наоборот                             -твор- // -твар-               что слышится                                           

такие сочетания:                                                                                 3. -ровн-        //           -равн-            

-я- // -им-                                                                                         быть ровным          быть равным      

-я- // -ин-                                                                                                 -мок-        //            -мак-

                                                                                                           быть мокрым    погружать в  жидкость 

                                                                                                          4.  –кос- // -кас-   проверяется аналогично

                                                                                                         чередованию Е//И (есть суффикс А / а, нет - О)

 

Здесь практически все корни с чередованием. Способ проверки также указан. Так вот если Вы обнаруживаете в какой-то группе слово с таким корнем, группа оказывается, что называется, за бортом: в ней слово с чередующимся, а не с проверяемым ударением корнем.

Кстати, еще одно. Конечно, корни с чередованием тоже вполне можно считать проверяемыми: они ведь проверяются. Но когда в задании звучит слово «проверяемые», речь идет исключительно о корнях, проверяемых ударением: это не наличие варианта проверки, это термин. Корни, которые проверяются ударением, называются «проверяемыми», а корни с чередованием – «чередующимися» Поэтому это просто вопрос терминологии.

Возвращаюсь к заданию А13 первого варианта.


В каком ряду пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) в..рсистый,ут..пический, м..рзлота

2) б..сиком, ок..ймлять, приг..рать (чередование гор//гар)

3) ав..нтюра, м..ндариновый, благораспол..жение (чередование лож//лаг)

4) компор..мисс, соприк..снувшись (чередование кос//кас), обог..щение


Что обнаруживаю? Правильный ответ – первая группа (ворс, утопия, мерзлый).


Если перед нами задание второго варианта, действовать придется немного иначе.

В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) м..тнуться в сторону, прож..вать в России, скр..петь зубами

2) ед..ничный случай, зал..вать водой, доб..жать до финиша

3) п..тлять по лемму, с..деть в кресле, зап..вать лекарство

4) забытая д..ревня, зал..зать в яму, д..ловой завтрак

Здесь надо вставлять пропущенные буквы, и поэтому без алгоритма действия не обойтись. Заимствую его все из того же собственного курса.

1. Найти ООМ в корне.



2. Корень относится к числу корней с чередованием (см. таблицу)?

         да                                                нет


3. Чередуется                             3. Возможно ли проверить корень за счет подбора однокоренного

     -е- // -и-?                                                              слова без орфограммы?


да                               нет                                              да                                   нет                                      

4.  Есть                  4. Проверить,                               4. Подобрать                     4. Проверить

суффикс                к какой группе                            однокоренное                    в словаре и   

   -а-?                   относится корень,                         слово без ООМ                   обозначить.            

                             и обозначить.                            и обозначить.  
да         нет                          

и          е (я)                         

Проверяем, как действовать в этой ситуации.

1) м..тнуться в сторону, прож..вать в России, скр..петь зубами

2) ед..ничный случай, зал..вать водой, доб..жать до финиша

3) п..тлять по лемму, с..деть в кресле, зап..вать лекарство

4) забытая д..ревня, зал..зать в яму, д..ловой завтрак

Ответ – четвертый.


Тренируемся.


В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) бл..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться

2) мот..вировать, благосл..вение, б..зироваться

3) оз..боченный, раск..лоть, р..сточек

4) заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен


В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) выт..реть, зан..мать, подч..нять

2) прид..раться, бл..стеть, отм..рать

3) прож..гать, отб..рать, бл..стать

4) заст..лать, выт..рать, соч..тать


В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) выр..щенный, попл..вок, раств..рить

2) заг..рать, ск..чок, прик..саться

3) з..ря, г..релый, ср..внить по качеству

4) пром..кашка, ул..жить, подг..реть


В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) р..птать, прик..снуться, гр..мадный

2) гр..фический, тр..нировка, опр..вдать

3) пот..рять, зад..рить, ст..пендия

4) д..ректор, п..лисадник, упл..тнять

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Наталия | Теги: подготовка, егэ, русский язык, Задания ЕГЭ
Просмотров: 4742 | Загрузок: 253 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • SmartResponder.ru
    Ваш e-mail: *
    Ваша фамилия:
    Ваше имя: *
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz