Задание А13. Здесь возможны варианты заданий.
Вариант первый.
В каком ряду пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)
в..рсистый,ут..пический, м..рзлота
2) б..сиком,
ок..ймлять, приг..рать
3) ав..нтюра,
м..ндариновый, благораспол..жение
4) компор..мисс,
соприк..снувшись, обог..щение
Вариант второй.
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) м..тнуться в
сторону, прож..вать в России, скр..петь зубами
2) ед..ничный случай,
зал..вать водой, доб..жать до финиша
3) п..тлять по лесу,
с..деть в кресле, зап..вать лекарство
4) забытая д..ревня,
зал..зать в яму, д..ловой завтрак
Разница, думаю, очевидна. В
первом случае вам придется выделить группу слов, в которой все слова имеют
корень с безударной гласной, проверяемой ударением. Логичный вопрос: а какие
они еще могут быть? Опять же обращаюсь к собственному курсу «Как Добиться
Грамотного Письма, Не Прибегая К Помощи Магов И Волшебников?». Оттуда заимствую
такую схему.
КОРНИ
проверяемые ударением непроверяемые
ударением с чередованием
Действительно, все корни в русском языке
делятся именно таким образом. Следовательно, Ваша задача – исключить слова с
другими корнями. Именно таким образом и будет найдено верное решение.
Еще один вопрос: а как их опознать? Непроверяемые
корни, полагаю, Вы узнаете самостоятельно: это, как правило, будут
заимствованные из других языков слова. Их написание объясняется традицией или
заимствованием: в таком виде оно было заимствовано и в таком виде сохранилось.
Второй вариант – корни с чередованием. Здесь
нужна определенная сноровка. Через какое-то время, проверенное в тренировках,
вы будете довольно легко опознавать эти слова: они регулярно повторяются, и
только на первый взгляд кажется, что все это запомнить абсолютно невозможно.
Обращаюсь опять к тому же курсу и заимствую оттуда
одну таблицу. Она, кстати, очень пригодится нам, если придется выполнять
задание А13 второго вида.
Итак, таблица.
КОРНИ С
ЧЕРЕДОВАНИЕМ В ГЛАСНЫХ
ЧТО ЧЕРЕДУЕТСЯ?
-е- // -и- -о-
// -а-
-бер- // -бир-
1. -лож- // -лаг-
-блест- //-блист-
-рос- // -раст- //-ращ- от последу-
-дер- // -дир-
-скоч- // -скак- ющей буквы -жег- // -жиг-
2. -гор- // -гар- от ударения:
-мер- // -мир-
-зор- // -зар-
в безударном -пер- // -пир-
проверяем по наличию- -клон- //
-клан- положении -
- стел- // -стил-
отсутствию суффикса -а-: -плов- // -плав- выделенное, в
-чет- // -чит-
если есть, пишем «и» -позд - //
-пазд - ударном – то,
сюда же отнесем (то, что
слышим), и наоборот -твор-
// -твар- что слышится
такие сочетания: 3. -ровн- // -равн-
-я- // -им-
быть ровным быть равным -я- // -ин-
-мок- // -мак-
быть мокрым погружать
в жидкость 4. –кос- // -кас- проверяется аналогично чередованию Е//И (есть суффикс А / а, нет - О)
Здесь практически все корни с чередованием.
Способ проверки также указан. Так вот если Вы обнаруживаете в какой-то группе
слово с таким корнем, группа оказывается, что называется, за бортом: в ней слово
с чередующимся, а не с проверяемым ударением корнем.
Кстати, еще одно. Конечно, корни с
чередованием тоже вполне можно считать проверяемыми: они ведь проверяются. Но
когда в задании звучит слово «проверяемые», речь идет исключительно о корнях,
проверяемых ударением: это не наличие варианта проверки, это термин. Корни,
которые проверяются ударением, называются «проверяемыми», а корни с
чередованием – «чередующимися» Поэтому это просто вопрос терминологии.
Возвращаюсь к заданию А13 первого варианта.
В каком ряду пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)
в..рсистый,ут..пический, м..рзлота
2) б..сиком,
ок..ймлять, приг..рать (чередование
гор//гар)
3) ав..нтюра,
м..ндариновый, благораспол..жение
(чередование лож//лаг)
4) компор..мисс, соприк..снувшись (чередование кос//кас),
обог..щение
Что обнаруживаю? Правильный ответ
– первая группа (ворс, утопия, мерзлый).
Если перед нами задание второго
варианта, действовать придется немного иначе.
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) м..тнуться в сторону,
прож..вать в России, скр..петь зубами
2) ед..ничный случай,
зал..вать водой, доб..жать до финиша
3) п..тлять по лемму,
с..деть в кресле, зап..вать лекарство
4) забытая д..ревня,
зал..зать в яму, д..ловой завтрак
Здесь надо вставлять пропущенные буквы,
и поэтому без алгоритма действия не обойтись. Заимствую его все из того же
собственного курса.
1. Найти ООМ в корне.
2. Корень относится к числу корней с чередованием (см. таблицу)?
да
нет
3. Чередуется
3. Возможно ли проверить корень за счет подбора однокоренного
-е- // -и-? слова без орфограммы? да нет да нет
4. Есть 4. Проверить, 4. Подобрать 4. Проверить суффикс к какой группе однокоренное в словаре и -а-? относится корень, слово без ООМ обозначить. и обозначить. и обозначить. да нет и е (я)
Проверяем, как действовать в этой ситуации.
1) м..тнуться в
сторону, прож..вать в России, скр..петь зубами
2) ед..ничный случай,
зал..вать водой, доб..жать до финиша
3) п..тлять по лемму,
с..деть в кресле, зап..вать лекарство
4) забытая д..ревня,
зал..зать в яму, д..ловой завтрак
Ответ – четвертый.
Тренируемся.
В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная
гласная корня?
1) бл..годенствие,
прин..ровиться, пол..гаться
2) мот..вировать,
благосл..вение, б..зироваться
3) оз..боченный,
раск..лоть, р..сточек
4) заб..левание,
обр..зцовый, уд..стоен
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) выт..реть, зан..мать,
подч..нять
2) прид..раться,
бл..стеть, отм..рать
3) прож..гать,
отб..рать, бл..стать
4) заст..лать,
выт..рать, соч..тать
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) выр..щенный,
попл..вок, раств..рить
2) заг..рать, ск..чок,
прик..саться
3) з..ря, г..релый,
ср..внить по качеству
4) пром..кашка,
ул..жить, подг..реть
В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная
гласная корня?
1) р..птать,
прик..снуться, гр..мадный
2) гр..фический,
тр..нировка, опр..вдать
3) пот..рять,
зад..рить, ст..пендия
4) д..ректор,
п..лисадник, упл..тнять
|