Задание А23. Здесь нам с Вами
предстоит определять, по какой причине поставлен определенный знак препинания.
Речь, как правило, идет о постановке двоеточия или тире. Выглядит задание
обычно вот таким образом.
Как объяснить постановку
двоеточия в данном предложении?
Стекло все шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и колоннах
метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в
эластичную ткань, которая служит людям
1) Обобщающее слово стоит перед
однородными членами предложения
2) 2 часть бессоюзного сложного
предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в 1-ой части
3) 1 часть бессоюзного сложного
предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во 2-ой части
4) 1 часть бессоюзного сложного предложения
указывает на время совершения того, о чем говорится во 2-ой части.
Опять разбираемся со способом
выполнения задания. Для начала выясняем, какое перед нами предложение: простое
или сложное. Определить это, как Вы уже знаете, можно по количеству грамматических
основ: основа одна – предложение просто, основ несколько – сложное. Для чего мы
это делаем? Один из вариантов ответа у нас – «обобщающее слово стоит перед
однородными членами предложения». Обобщающее слово – это точно такой же
однородный член предложения, как и те, что пойдут далее. Появляется он в
простом предложении и отличается от обычных однородных лишь значением
(обобщающим все остальные). Так вот, если у нас с Вами получится простое
предложение, ответ будет очевидным: здесь дело может быть только в обобщающем
слове. Кстати, тире в простом предложении может появиться либо перед обобщающим
словом после группы однородных, либо между подлежащим и сказуемым. В остальных
случаях предложение окажется исключительно сложным
Если же предложение получается
сложным, придется проверить на предмет значения. Дабы не путаться, сразу
оговорю значения.
двоеточие
|
тире
|
точка с запятой
|
1. Вторая часть поясняет первую,
раскрывает ее смысл (2 -«что», «а именно»)
|
1. Первая часть называет время
совершения того, о чем говорится в первой части (1 – «когда»)
|
1. между частями предложения
отсутствует тесная смысловая связь
|
2. Вторая часть объясняет причину того,
о чем говорится в первой (2 – «потому что»)
|
2. Первая часть называет условие
совершения того, о чем говорится в первой части (1 – «если»)
|
2. между частями предложения есть
смысловая связь, но в частях есть свои знаки препинания
|
|
3. Вторая часть – следствие первой (2 –
«значит»)
|
|
|
4. Части противопоставлены друг другу или
между ними замечен резкий переход (2 – «но»)
|
|
Для чего я это сейчас сделала?
Для того чтобы Вы могли сразу же «откинуть» определенные ответы. Смотрю сейчас
только на варианты ответа, объясняющие постановку двоеточия в сложном
предложении:
2) 2 часть бессоюзного сложного
предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в 1-ой части
3) 1 часть бессоюзного сложного
предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во 2-ой части
4) 1 часть бессоюзного сложного
предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во 2-ой части.
Третий и четвертый вариант ответа
просто не могут быть правильными: это объяснение постановки тире, а не
двоеточия. Поэтому опять же идем в ответе от противного: ищем не правильный
ответ, а неправильный. Обращаю внимание, что постановка (в ответах это указание
на предложение) в первое предложение возможна только в ситуации постановки
тире. А вот в ситуации постановки во второе предложение будут варианты: смена
деятельности или противопоставление – тире, любое разъяснение (смысла, причины
и т.д.) - двоеточие
Как объяснить постановку
двоеточия в данном предложении?
Стекло все шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и колоннах
метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в
эластичную ткань, которая служит людям
1) Обобщающее слово стоит перед
однородными членами предложения
2) 2 часть бессоюзного сложного
предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в 1-ой части
3) 1 часть бессоюзного сложного
предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во 2-ой части
4) 1 часть бессоюзного сложного
предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во 2-ой части.
Наш ход рассуждения.
1. Проверяем на предмет строения
предложения. Предложение сложное. Первый вариант не подходит.
2. Проверяем на предмет
соответствия объяснения знаку препинания. Третий и четвертый варианты не
подходят: это объяснение постановки тире.
3. Ответ – второй.
Тренируемся.
Как объяснить постановку тире в
данном предложении?
Люди мелкого ума чувствительны к
мелким обидам – люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.
1) 2-ая часть бессоюзного
предложения содержит условие того, о чем говорится в первой
2) вторая часть сложного
предложения указывает на быструю смену событий
3) 2-ая часть бессоюзного
предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой
4) между частями сложного
предложения содержатся противительные отношения
Как объяснить постановку
двоеточия в данном предложении?
В портрете воссоздается облик человеческой индивидуальности: вместе с
внешним сходством художник запечатлевает
духовный мир изображаемого человека
1) Обобщающее слово стоит перед
однородными членами предложения
2) 2 часть бессоюзного сложного
предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в 1-ой части
3) 2 часть бессоюзного сложного
предложения противопоставлена 1-ой части
4) 1 часть бессоюзного сложного
предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во 2-ой части
Как объяснить постановку
двоеточия в данном предложении?
У Плещеева озера перед Переславлем-Залесским два совершенно разных по
своим очертаниям берега: один – древний, высокий, изрезанный оврагами и
потоками, другой – низкий, пологий, болотистый у воды.
1) 2 часть бессоюзного сложного
предложения поясняет, раскрывает 1-ую
2) 1 часть бессоюзного сложного
предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во 2-ой части
3) 1 часть бессоюзного сложного
предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во 2-ой части
4) 2 часть бессоюзного сложного
предложения противопоставлена по содержанию 1-ой части
Как объяснить постановку тире в
данном предложении?
Лучше вспашешь – больше хлеба возьмешь.
1) 2-ая часть бессоюзного
сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в 1-ой
2) 1-ая часть бессоюзного
сложного предложения содержит условие
того, о чем говорится во 2-ой
3) 2-ая часть бессоюзного
сложного предложения указывает на быструю смену событий
4) между предложениями
отсутствует тесная смысловая связь
Как объяснить постановку точки с
запятой в данном предложении?
Толстые сосульки, свисавшие с
крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем
улицам пели песню весны.
1) 2-ая часть сложного
предложения содержит условие того, о чем говорится в первой части
2) между частями сложного
предложения отсутствует тесная смысловая связь
3) простые предложения, входящие
в состав сложного, имеют свои знаки препинания
4) 2-ая часть сложного
предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Как объяснить постановку тире в
данном предложении?
И каждая тень от ветки на снег или на другую ветку, и тень от снежного
комка на другой снежный комок, и пустое пространство между снегом и ветками –
все это представляло собою сложное взаимодействие голубого и золотистого.
1) последняя часть бессоюзного
предложения представляет собой присоединение, обобщение предыдущих частей
2) содержание второй части
бессоюзного предложения противопоставлено первой части
3) обобщающее слово стоит после
однородных членов предложения
4) 2-ая часть сложного предложения указывает на
следствие того, о чем говорится в первой
|