Задание А4. По-прежнему
на повестке дня всевозможные речевые и грамматически ошибки. Задания А4 всегда
связаны с выбором правильного продолжения предложения. Классический вариант
задания выглядит таким образом:
Укажите
грамматически правильное продолжение предложения
Отогнав акул далеко в
море,
Ну а далее идут четыре варианта ответа. Естественно,
правильный только один. Как его найти?
Начало предложения в этом задании
всегда будет деепричастным оборотом. А правила употребления деепричастного
оборота заставляют обратиться вот к чему: деепричастный оборот всегда называет
дополнительное действие подлежащего. Вывод напрашивается сам: деепричастный
оборот должен относиться к подлежащему.
(«Отогнав акул далеко в море,…» – кто отогнал акул далеко в море? кто
мог действовать?)
Классический хрестоматийный
пример:
Подъезжая с городу, с меня
слетела шляпа.
Естественно, пример с ошибкой.
Предложение построено неправильно. Почему? Потому что к городу подъезжала на
«шляпа», а «я» (А подлежащим в данном случае является именно «шляпа»! Подлежащее всегда отвечает на вопросы "кто?" или "что?") Предложение
могло выглядеть так:
Подъезжая к городу, я
заметил, что с меня слетела шляпа.
Что получается? Как надо
действовать? Задайте себе после прочтения деепричастного оборота вопрос «кто?»
- вероятно, ответ будет найден. То есть в предложении должен быть субъект
(подлежащее), который и совершает это самое действие.
Возвращаемся к нашему примеру.
Укажите
грамматически правильное продолжение предложения
Отогнав акул далеко в
море,
1) спасателей уже ничего не волновало
2) дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно
3) на рыбацких суднах воцарилось спокойствие
4) жителей поселка ожидала другая напасть
Задаемся вопросом «кто?». Для
верности можно переделать деепричастие в глагол: «отогнали» - кто? Что
получаем? Естественно, второй вариант ответа.
В первом случае подлежащее – «ничего», а оно никак не могло отогнать
акул в море. Аналогичная ситуация и с оставшимися примерами (спокойствие и
напасть).
Но так сделать получается не
всегда. Вот еще один вариант:
Бросая камни в воду,
А) во все стороны летят брызги;
Б) расходятся широкие круги;
В) можно понять, как происходит распространение звуковых
волн;
Г) это объясняет, как происходит распространение звуковых
волн.
Фокус с вопросом «кто?» здесь не
пройдет: «они» не сравнивают, «пример» тоже этого не делает. Как поступить в
таком случае? Найти безличное предложение с предполагаемым действующим
субъектом. Для справки: безличное предложение – предложение, в котором нет и не
может быть подлежащего. Уберите все варианты, в которых подлежащие не могут
подойти, и натолкнетесь на безличное предложение без подлежащего. Именно в этом
случае можно говорить о вероятности действия с дополнительным действием,
выраженным деепричастным оборотом.
Варианты заданий.
4. Выберите грамматически правильное продолжение
предложения.
Создавая экологический
прогноз,
1) учитывается состояние окружающей среды нашего города
2) оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями
3) требуются специальные знания
4) учёными обработан большой статистический материал
Глядя на картины
Леонардо да Винчи,
А) думаешь о необыкновенном исключении, которое сделала
природа для человечества;
Б) природа захотела соединить множество талантов в одном
человеке;
В) вас ничто не должно отвлекать;
Г) несколько часов прошли как один миг.
Сравнивая
слова «рад» и «отрада»,
1)
они воспринимаются как однокоренные
2)для
нас кажется очевидным, что у них один корень
3)
надо учесть, что исторически они происходят от разных корней
4)
это любопытный пример переосмысления слов и изменения их состава
|