Задание В3. Здесь предстоит
выбрать словосочетание указанного типа или, наоборот, опознать тип данного
словосочетания. Первый вариант задания несколько сложнее, и именно поэтому с
него мы и начнем.
Выглядит задание так.
В3. Из
предложений 15—17 выпишите подчинительное словосочетание со связью
СОГЛАСОВАНИЕ.
((15)Нет! — хрипел друг. (16)Это
было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули,
рвутся снаряды, а ему хоть бы хны).
Чтобы выписать нужное словосочетание, нужно найти определенное
слово – оно в нашем словосочетании станет зависимым. Вообще, словосочетание
состоит из главного и зависимого слова, и именно поэтому словосочетанием не
могут быть сочетания подлежащего и сказуемого (оба слова – главные) и сочетание
однородных членов предложения (оба слова – зависимые). В нашем случае такого не
случится, поскольку мы первым делом найдем зависимое слово, а потом подберем к
нему главное.
Итак, что искать? Словосочетания
могут быть трех типов: согласование, управление и примыкание. Отличаются они,
по большому счету, особенностями этого самого зависимого слова, если не
мудрствовать лукаво. При согласовании зависимое слово отвечает на вопрос
«какой?» или «чей?», при управлении в качестве зависимого слова употребляются
чаще всего существительные (в том числе и с предлогом, относящимся к зависимому
слову:
идти
к лесу
– управление
к
березовому лесу - согласование)
и местоимения, а при примыкании – неизменяемые
части речи (наречия, деепричастия, неопределенные формы глаголов). Именно по
этому признаку и можно сориентироваться.
Возвращаемся к нашему варианту.
В3. Из
предложений 15—17 выпишите подчинительное словосочетание со связью
СОГЛАСОВАНИЕ.
Согласование
– будем искать слова, отвечающие на вопрос «какой?» или «чей?». Вот нужные
предложения:
((15)Нет! — хрипел друг. (16)Это
было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули,
рвутся снаряды, а ему хоть бы хны).
Какое слово обнаруживаем?
Раненого! Именно оно и станет зависимым в нашем словосочетании. Остается
подобрать к нему главное. Кто был раненым? Получается словосочетание «раненого
друга».
В3. Из
предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(2)В городе ещё пахло гарью, тем
звериным душным запахом, какой оставляют после себя бегущие массы людей, и
вонью гниющих продуктов: в грузовиках стояли бочки с огурцами и капустой.
В3. Из
предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(1)Мы говорим иногда о людях:
«Ограниченный человек».
В3. Из предложения 1 выпишите подчинительное
словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
(19)Скорее всего, они из неё
просто выросли...
Если задание выглядит наоборот –
«укажите тип подчинительной связи в словосочетании …», - все оказывается еще
проще. Задача сведется опять к выявлению особенностей зависимого слова:
отвечает на вопрос «какой?» или «чей?» – согласование, является наречием,
деепричастием или неопределенной формой глагола – примыкание, а во всех
остальных случаях мы имеем дело с управлением.
1. Отвечает на вопрос «какой?» или
«чей?»?
да нет
согласование 2.
Является неизменяемой частью речи?
(деепричастие, наречие, неопределенная форма глагола)
да
нет
примыкание управление
В3. Укажите
тип подчинительной связи в словосочетании ПРИКАЗ ВЫХОДИТЬ (предложение 8).
(8)И вдруг приказ выходить в море:
где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку.
В3.
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ПОМОГАТЬ СЛАБОМУ (предложение
19).
(19)Таким образом, справедливость означает
именно неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему,
ухаживать за больным; проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия
честному, больше осторожности к болтуну; герою оказывать почести.
В3. Укажите способ подчинительной
связи в словосочетании ИНОГДА СНИЛОСЬ (предложение 11).
(11)Лишь иногда мне вдруг снилось,
что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, темной и чадной, с
голой электрической лампочкой на длинном шнуре.
|